Я

Очередная синэстетика.

Европейский ужас - он как звук "у". Большой, широкий, чёрный, мрачный, эффектный, заслоняющий собою полнеба, с жёлтыми или красными горящими глазами, в железной короне, с железным мечом, с громовым голосом, с тяжёлым шагом, в чёрном плаще, в больших сапогах со шпорами, в большом чёрном замке на берегу тёмной холодной реки, камыши у берега, в камышах чёрная собака с глазами размером с круглую башню, вокруг - чёрные кряжистые безлистные деревья, в небе - молнии, полёт валькирий, аллес капут. С его клыков капает кровь, он догонит, затопчет и разорвёт на куски, а потом утащит в ад, где сперва огонь, кровавое мясо и лопающаяся кожа, жуткие крики и глаза из орбит, заставляют лизать сковородки над огнём, кожа языка прилипает к раскалённому сухому железу. А потом - ледяная пещера со сталагмитами, там тушёнка и галеты на полках и люди с обмороженными ногами, белые лайки в белой пустыне, воля к жизни, северное сияние над солдатами в обмотках и мундирах с драными плюмажами, а через ледяную стенку - джингл-беллз и санта-клаус, и хорошие дети в матросках и с бантами смотрят на покаранных грешников с инеем на ресницах и тёмно-синими ушами. А посередине зала сидит некто, не видный через клубы пара от дыхания тех, кто колоннами босиком идёт к нему. То ли он страшный козлорогий трёхголовый с отверстой пастью средней головы и раздувшимся коричневым пузырём под анусом; в пузыре - битком голых замёрзших грешников. То ли она белая дама в серебряной короне, с человеческим мальчиком у ног. Ветер свистит между колоннами, неся сухую снежную крупу.

Русский ужас - он как звук "и". Вернее, "и-и-и-и". Надо понимать, что он, на самом деле, не русский, а угро-финский. Мордва, лопари, корела, чудь белоглазая. Не чёрный, а серо-зелёный. Или жёлтый и серый, как Петербург. Его надо ещё разглядеть, он с трудом осязаем, у него глаза цвета воды и клюква в узкой ладони. Он сжимает горсть, и у человека останавливается сердце. Он забирается под кожу вместе с холодным косым дождём. Он звенит в ушах, когда идёшь к деревне через поле ночью по снегу, это звёзды звенят иссиня-белые и злые, а в избе душно, и звук этот от жары, когда заберёшься на полати, а он тебе сядет на грудь, едва уснёшь, так ещё комары звенят на покосе, если замешкаешься в полдень уйти в тень и уснёшь под солнцем, а он придёт и стукнет по мягкому темени, тонкий, в рубахе из небелёного льна, с жидкой бородой, сядет рядом и молчит, смотрит прозрачными глазами. Или сидит так же, но в телогрейке на ржавой трубе, обложенной стекловатой. Он словно потёк на серой стене подвала, как лязганье колёс о рельсы, как размоченная неплодородная земля, как рёбра тощей коровы, как шкура запаршивевшей козы, как ветка бузины или осины без листьев, он пахнет мокрой собачьей шерстью, а на вкус - как луковица, которой только что закусили самогон.

А северный ужас - как звук "ы". Точнее, он не совсем ужас, потому что там откуда он, нет ужаса и неужаса, а есть просто мир, он недружелюбный и страшный, но с ним можно договориться. По нему снуют вверх-вниз, держась за рога оленя или хвост гаги, а то и вовсе перебирая ногами по бубну из кожи. В зубах держат предмет, который вибрирует, поёт "ы-ы-ы-ы", меняя высоту тона, завывая, скрипя и делая путешествие возможным. Рядом плывёт женщина-нерпа с ребёнком за спиной; когда устанешь, надо смотреть ей в глаза. А тот, кто посмотрит в таком путешествии на снег, слепнет, и ему нужно надрезать веки, чтобы выпустить кровь.
Tags:
хотя я ни разу не абориген Поволжья, ни по каким корням, ну разве что по материной линии где-нибудь очень далеко.
а вот! и "иииииии!" и "ууууууууууу" и "ыыыыыыыыыыыыыыы" - все точно
Знаешь... Очень страшно, реально. Так образно, что просто жуть. Не удивлюсь если придут кошмары.
Вытащила ты что то изнутри, из подсознания...
По второму больше всего, немного меньше по первому, видимо из-за общего культурного багажа.
И почти не тронул третий.
Будешь смеяться, я, когда про него думала, вспоминала, в частности, и тебя. Не потому что ужасная, а потому что носитель дискурса. :)
Погрузилась с головой. :)
В сердце ком, в ушах комариный звон и "у поганых болот чьи-то тени встают".
Вот она кровь то :)

Ну да. Мы его как аборигены Поволжья - шкурой чувствуем.

А северный - это реальный кошмар и ксенопсихология; почитай, например, нганасанские сказки. А в Музей народов Востока несколько раз привозили выставку искусства Аляски и Чукотки, в параллели. Там оно во всей красе из дерева, кости и мыльного камня.
Жалко, я не увидела.
Северное искусство - оно странное...

Русский ужас - он какой-то приходящий исподволь, ощущаемый не сразу (в отличие от европейского, наступающего сразу тяжёлой лапищей)... Такие описания! Дух захватило!

П.С.: Я тебе в приватке вопрос написала. Увидь его, пожалуйста )
Потрясающий текст.
А по существу -- не знаю. Я солипсистка, мне ужас это мой личный ужас-ужас, и буквы у него нет.
А "а-а-а" -- это восточный ужас. В смысле, ближневосточный. Летящее в лицо лезвие сабли. Белое солнце пустыни, последний глоток воды. Пришедшие за тобой слуги халифа. Сошедший с ума террорист с автоматом (хотя это уже модерн). Аллах, обративший на тебя свой гневный взор.

Был заимствован Европой в X-XV веках вместе с остальной исламской культурой (как то: арабские цифры), постепенно сплавился с порождением сумрачного германского гения в неразделимый конгломерат.

... Оптимист - это хорошо проинструктированный пессимист ...

"Ау" -- это когда ты заблудился, ещё надеешься, что вот сейчас вот, совсем скоро, выйдешь к людям, но уже подозреваешь, что нет, не выйдешь. А дальше -- либо "а", либо "у".

... Murder is just transitive death ...

мне, как мордве, "иииии" показалось оч-чень настоящим.
брррр
однако, привет :)
я наполовину мордва - по отцовой линии. так что некоторые вещи таки ощущаю ;)
Вообще, получается интересный срез: практически все, кто это читал, понимают про "и", некоторые - про "у", а про "ы" понимает только один (при этом ни разу не чукча) :)
думаю, что про "ыыы" я понимаю слегка, но мне этого не интересно бояться. а я люблю, чтоб интересно было :)
а вот "иии" это не просто свое, это то, что конкретно рядом ходит. старичок с жиденькой бородкой, сухенький, маленький, он мне два раза встречался - в Карелии один раз, а второй в НН. оба раза были вполне мистические и с последствиями, а старичок явно один и тот же.
не знаю, что это было, не страааашно.
**внезапно догадавшись** Ты не белка, ты... ведьма!
ИИИИИ - это заяц кричит от ужаса, когда его охотник из силков вытаскивает. Бабушка, дочь охотника, рассказывала. *а потом этот заяц вспарывает задними ногами охотнику брюхо и убегает*

Кстати, согласна, что АААА - это восток. Сибирь - это тоже частично восток, татары, монголы.... Так что мне близко и то, и это.
нашла у себя все, кроме родильной горячки испугалась три раза. Великолепная жуть.
ужас - это первое, европейский
русский или финоугрский - это не ужас, это правила, которые надо соблюдать (хотя да, жуть, конечно)
северный - это жизнь такая
а "аааа!" - это караул, беда и хвататься за вилы

спасибо большое - хорошо поймали))))
Из личных ощущений:
ужас - это когда уже нет звуков. И воздуха почти нет. Кажется, вокруг вакуум, потому и звуков нет.
"ыыы" - отчасти. Потому что безысходность, а это почти уже ужас.
Да, я не из народов севера:)
Интересно и образно.
Но себя поймал на том, что мой ужас - это скорее что-то сплавленное из юнговской тени, мистера Хайда и чужого - спит тихонько внутри, но если сделаешь что-то не то - проснется, развернется, наружу вылезет, и ты - уже не ты...
Тому, что снаружи, можно дать имя. С тем, что снаружи, можно бороться. А вот как бороться с тем, что внутри...